Социальные сети сегодня – это не просто удобные базы данных в виде каталогов профилей и хранилищ медиаконтента, а полноценные программные платформы, позволяющие реализовать в браузере на вполне достойном уровне и работу, и развлечения. Именно игры в соцсетях сейчас стали одним из самых крупных трендов рынка интернет-коммерции, принося разработчикам и издателям многомиллионные доходы. Что скрывается под красивым приложением, которое мы устанавливаем себе в профиль, поддавшись рекламе или приглашению друга? Куда идут отправленные нами средства через SMS-платежи?
В свое время Facebook, MySpace и другие социальные сети стали платформами, где впервые в мире появились необычные игры. В них можно играть совершенно бесплатно, соревноваться за лучший результат со своими друзьями и для этого требовалась только регистрация на сайте. Пользователю нужно было включить и запустить в своем профиле приложение. Такие возможности привлекали все большую аудиторию. Повсеместно успех маленьких проектов привлек внимание крупных издательств и компаний. Так, Playfish еще в 2006-м году даже назвала социальные сети «самой великой игровой платформой», а только появившаяся тогда Zynga Games с новаторскими идеями всерьез считала, что игры специально созданы для социальных целей. Социальные игры, как и в прошлом, подобно настольным и карточным играм объединяют людей с реальными друзьями, чтобы развлечься и хорошо провести время. И вот сегодня рынок социальных игр уже становится нечто большим, чем просто составляющая крупной индустрии.
Самый молодой в списке богачей журнала Forbes основатель Facebook Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) на саммите Web 2.0 в Сан-Франциско открыто заявил, что социальные игры являются главной опорой соцсетей, без которых не было бы высоких показателей прибыли в этом бизнесе. По словам Цукерберга, только благодаря трем играм FarmVille, Mafia Wars и Zynga Poker удалось превысить 500-миллионый рубеж посетителей Facebook, половина которых составляют ежедневную публику интернет-портала. Однако главным результатом запуска таких приложений в социальной сети он называет поступление доходов от размещаемой в играх рекламы и операций с внутриигровыми валютами. Впрочем, это не единичный случай успеха.
Слова Цукерберга подтверждает отчет крупнейшего в Японии провайдера социальных игр DeNA. Согласно опубликованным данным, его финансовые показатели по сравнению с прошлым годом выросли на 216% за тот же отчетный период и составили 336 миллионов долларов США. К концу года прогнозируется выручка в 1250 миллионов долларов. Это приведет к 30-кратному превосходству японцев над Facebook и 15-кратным над известным американским разработчиком онлайновых игр Zynga Game Network в показателях среднего дохода с одного абонента. DeNA не хочет упускать своего шанса и уже планирует расширить свою аудиторию за счет выхода на мировой рынок со своими приложениями. Об этом и заявила ее генеральный директор Томоко Намба (Tomoko Namba), а также о возможном партнерстве с Facebook и Zynga в этом направлении в рамках реализации своего плана зарубежной экспансии. Важно отметить, что во многом благодаря социальным играм компании удалось привлечь в Японии 21 миллион пользователей, что составляет около 21% от общей аудитории активных пользователей интернета в этой стране (согласно данным Pingdom, на данный момент число японских пользователей Всемирной Сетью составляет порядка 99 миллионов человек).
Интересен еще и тот факт, что в Японии социальные сети отличаются непривычными нам атрибутами – согласно местным правилам подобные сервисы не заставляют пользователей публиковать свои реальные имена и фотографии для использования сервисов. В итоге, как выразился недавно президент компании Konami Синдзи Хирано (Shinji Hirano), «социальные сети в этой стране выглядят совершенно по-другому». Он, как и его коллега из DeNA, верит в онлайн-игры формата free-to-play, который, не требуя обязательных платежей, приносит доход за счет периодических пользовательских покупок в рамках виртуального мира. Но самый главный секрет успеха социальных игр, по мнению господина Хирано, заключается в постоянном обновлении приложений – это продлевает жизнь каждому из проектов. Зарубежный рынок игр для социальных сетей постоянно растет, он образовал целую индустрию, где в обороте средств уже участвуют не миллионы, а миллиарды долларов, распределенных среди десятков интернет-компани. Но если за рубежом все происходит весьма прозрачно и слаженно, то давайте посмотрим, что происходит на этом поприще в нашей стране.
Как отметили специалисты J’son & Partners Consulting, в России наиболее привлекательными платформами для игровых приложений выступают социальные сети «ВКонтакте» и «Мой Мир@Mail.ru», ежемесячная аудитория которых на конец прошлого года составила 17.7 и 15.6 миллионов человек соответственно. Самая популярная в Facebook социальная игра FarmVille от американского разработчика Zynga с четырехмиллиардным доходом в долларовом эквиваленте и 75 миллионами игроков имеет прославленный русскоязычный аналог «Счастливый фермер» от екатеринбургской компании i-Jet Media. Игра пользуется успехом у 8 миллионов пользователей «ВКонтакте» и 7.9 миллионов – «Мой Мир@Mail.ru». Она принесла своим хозяевам 20 миллионов долларов прибыли, а учитывая весь объем рынка в России в 30 миллионов за 2009-й год (по данным все той же J’son & Partners) – это по-настоящему впечатляющий результат. Возможность взаимодействия с друзьями и ненавязчивый геймплей, отвлекающий людей от повседневных забот, принесли вышеназванным проектам настоящий успех. Моделью распространения этих игр стала вышеупомянутая free-to-play, приносящая социальным сетям доход от покупки пользователями виртуальных благ.
Но на этом i-Jet не останавливается. В данный момент она планирует найти инвестора и продать им 25% своей доли стоимостью 100 миллионов долларов. Новые инвестиции необходимы компании для продолжения развития социальных приложений, привлекая для этого также и зарубежных разработчиков. И хотя наш рынок по сравнению с западным находится еще в зачаточном состоянии, специалисты J’son & Partners уже сегодня утверждают, что при должном внимании к созданию новых различных сервисов и приложений параллельно с развитием платежных систем в онлайне, в 2015-м году объем рынка социальных игр составит 1506 миллионов долларов. При этом в 2009-м году прогнозировалась сумма всего в 105 миллионов. Таким образом, многочисленные исследования и аналитические обзоры сходятся в едином мнении, что новоявленная индустрия развлекательных приложений для соцсетей составляет существенную долю успеха и высоких показателей прибыли таких крупных интернет-компаний, как Facebook, MySpace, В Контакте и других.
Уортон запускает программу сертификации руководителей по экономике блокчейна и цифровых активов, став первой бизнес-школой из группы элитных колледжей «Лиги плюща».
Генеральный директор криптовалютной биржи Binance Чанпэн Чжао сообщил, что компания откроет несколько штаб-квартир и одна из них будет находится в Ирландии.
Власти Лаоса запустили пилотную программу по тестированию майнинга и торговли криптовалютами в стране. В программе примут участие более десятка местных компаний.
Генеральный директор MicroStrategy Майкл Сэйлор (Michael Saylor) считает, что биткоин – это цифровая собственность, а не цифровая валюта, поэтому он не может пошатнуть финансовую систему.
По результатам опроса Управления по финансовому надзору Великобритании (FCA) количество британских инвесторов в криптовалюты выросло с 1.9 млн в прошлом году до 2.3 млн в 2021-м.
Согласно заявлению основателя децентрализованной биржи Uniswap Хайдена Адамса, разработчики платформы скоро вновь запустят программу майнинга ликвидности на площадке.