Для начала вспомним, с чего всё начиналось. В предыдущем поколении Microsoft сделали ход конём и представили Xbox 360 на год раньше Sony с их Playstation 3. Это дало редмондской компании огромное преимущество и позволило пошатнуть позиции конкурента, который безраздельно властвовал на рынке с Playstation 2. Выход Playstation 3 сопровождался многочисленными сложностями, в том числе и довольно высокой ценой в 599 долларов. В результате Microsoft, имеющая большую фору, более низкую цену и довольно сильную игровую линейку, заняла лидирующие позиции на территории США. За Sony же остались европейские территории и Япония, где американскую игровую консоль не воспринимали всерьёз в принципе. Таков японский менталитет — отвергать всё западное и поддерживать местных производителей.
На этот раз всё вышло несколько иначе. Руководитель Sony Каз Хираи публично заявил, что они не будут анонсировать свою новую игровую консоль раньше, чем это сделает Microsoft. И буквально через месяц, в феврале 2013-го Sony устроили мероприятие Playstation Meeting, на котором представили игровую платформу Playstation 4 и своё видение дальнейшего развития игровой индустрии. Что интересно, на мероприятии были продемонстрированы игры для PS4, игровой контроллер Dualshock 4, раскрыты технические характеристики новой консоли, но финальный дизайн Playstation 4 людям так и не показали, оставив своеобразную интригу. Microsoft никак не ожидали такого хода со стороны главного конкурента, ведь они обещали не спешить с анонсом следующей консоли. Редмондская компания просто не готова была что-либо продемонстрировать публике, поэтому судорожно начала готовить свою собственную презентацию.
В мае 2013 года Microsoft провели своё собственное мероприятие на территории кампуса компании в Редмонде, где всему миру впервые была показана Xbox One, а также несколько игр для неё. Здесь нужно отметить, что мероприятие вызвало волну негодования среди геймеров по всему миру. Ещё бы, ведь Microsoft запрещала делиться игровыми дисками с друзьями, перепродавать и покупать их в специализированных магазинах, а что самое страшное — заставляла пользователей постоянно быть подключенными к серверам Xbox Live. Другими словами, если ты хотя бы один раз в день не отметишься в онлайне, то попросту не сможешь играть даже в однопользовательские игры. Что уж говорить о том факте, что новый Kinect нельзя будет отключить, даже когда приставка находится в спящем режиме, ведь не каждому человеку придётся по душе постоянная слежка «большого брата». Да и сама консоль произвела на людей какое-то странное впечатление. Было похоже, что Microsoft продвигает её в качестве устройства для просмотра кабельного телевидения, но не как игровое устройство. На презентации столько раз прозвучало слово «TV», что в интернете можно найти шуточные музыкальные нарезки на эту тему. Название консоли Xbox One тоже вводило людей в замешательство, ведь первая игровая консоль компании — Xbox, вышедшая в далёком 2001 году, в разговорной речи называлась точно так же.
Все точки над i должна была расставить июньская выставка Е3, где и Sony, и Microsoft обещали раскрыть оставшиеся карты в отношении новых игровых консолей, а также назвать наконец их цены. Sony, кроме всего прочего, впервые должна была продемонстрировать миру дизайн Playstation 4.
Microsoft учли весь тот негатив, который обрушился на них в мае, и в ходе демонстрации постарались выложиться по полной. Были продемонстрированы многочисленные видеоигры от разных издательств, множество эксклюзивных проектов, в которые смогут поиграть лишь пользователи Xbox One, а слово «ТV» практически ни разу не прозвучало со сцены. Ценник на консоль Xbox One составил 499 долларов США.
Презентация Sony была более размеренной, спокойной, без особых громких заявлений. Было похоже на то, что японцы после провального выступления Microsoft в мае были абсолютно уверены в своих силах. Дизайн PS4 вызвал бурю аплодисментов, так как консоль была примерно в два раза меньше, чем Xbox One. Политика Sony не запрещала меняться б/у-играми, продавать и покупать их, а PS4 не обязана круглосуточно быть подключённой к сети интернет. А когда была объявлена цена PS4 в размере 399 долларов — зал просто взорвался овациями, многие зрители и журналисты встали со своих мест. Стодолларовая разница в цене и дружелюбная политика, безусловно, оказались теми самыми козырями, которые мгновенно сделали Sony лидером всей выставки Е3.
Спустя некоторое время после окончания Е3, Microsoft выступили с заявлением, что они отменяют свою «диктаторскую политику», запрещающую играть в офлайне и меняться играми друг с другом. Кроме того, они позволят игрокам отключить Kinect в любой момент. Прислушаться к критике и уступить народному мнению — это довольно серьёзный шаг со стороны такой крупной корпорации. Но было уже слишком поздно. Негативное мнение потребителей насчёт Xbox One было сформировано многочисленными публикациями в СМИ, видеороликами на YouTube и популярными блогами. Другими словами, Microsoft сами того не понимая, дали огромное преимущество своим конкурентам в лице Sony, буквально собрав всю критику игрового сообщества на себя. Что любопытно, после этой неудачи руководитель подразделения Xbox Дон Мэттрик, проработавший в компании более 6 лет и поставивший на ноги два первых Xbox, спешно покинул свой пост и возглавил компанию Zynga.
Итак, мы вспомнили о том, как развивались события первой половины этого года. Пришла пора подробно рассмотреть особенности новых игровых консолей и сравнить их между собой.
Технические спецификации
Корпуса консолей в данный момент доступны лишь в чёрном цветовом варианте. Xbox One можно использовать лишь в горизонтальном положении. Руководство Microsoft официально заявило, что если приставку поставить вертикально – это может привести к её поломке. Playstation 4 можно ставить и вертикально, и горизонтально, в зависимости от того, как вам больше нравится. Физические размеры консолей сразу бросаются в глаза: Xbox One в два с лишним раза больше, чем Playstation 4. Из приятных элементов дизайна можно выделить то, что на передней панели Xbox One есть светящийся белый логотип приставки, который одновременно является сенсорной кнопкой включения, а вдоль боковой поверхности Playstation 4 расположена синяя светодиодная линия, которая очень красиво выглядит в темноте. Но есть и ложка дёгтя для поклонников консолей Microsoft: блок питания у Xbox One по-прежнему внешний, и этот «кирпич» довольно внушительного размера. Японские инженеры Sony в очередной раз сотворили чудо, упрятав блок питания внутрь и без того крошечного корпуса Playstation 4.
В основе обеих консолей лежит 64-битный 8-ядерный (два модуля по четыре ядра) центральный процессор производства AMD на базе x86-архитектуры Jaguar. Несмотря на то, что Jaguar изначально был рассчитан на использование в ноутбуках и планшетах, не следует его недооценивать. Сам процессор был индивидуально переработан AMD под требования Microsoft и Sony, поэтому будет не совсем корректно считать его равным по производительности процессорам, которые устанавливаются в современные планшеты. Процессор обладает очень низким энергопотреблением, поэтому не будет перегреваться даже при пиковых нагрузках. Каждый процессор снабжён L2-кэшем объёмом 4 МБ (2×2МБ). Изначально было заявлено, что процессор обеих консолей будет работать на частоте 1.6 ГГц, но Microsoft объявили, что им удалось разогнать свой процессор на 150 МГц, и теперь Jaguar в сердце Xbox One будет работать на тактовой частоте 1.75 ГГц. Благодаря тому, что оба производителя консолей перешли на x86-архитектуру, портировать игры с PC на приставки и обратно теперь будет значительно проще и быстрее, а низкая стоимость производства таких процессоров в итоге положительно скажется на итоговой цене игровых консолей.
Обе консоли используют для обработки и вывода графики модифицированные GPU Radeon производства всё той же AMD. GPU Playstation 4 содержит в себе 18 вычислительных блоков (1152 графических ядер) с теоретической пиковой производительностью 1.84 TFLOPS. Графическая система Xbox One базируется на 12 вычислительных блоках (768 графических ядер) с пиковой производительностью 1.23 TFLOPS. Частота GPU обеих консолей была изначально равна 800 МГц, но Microsoft разогнали её на 53 МГц и теперь их GPU работает на частоте 853 МГц. Вообще, эти незначительные «разгоны» частоты в центральном процессоре и GPU со стороны Microsoft выглядят просто как желание быть «численно» хотя бы немного впереди своего главного конкурента, и вряд ли на деле будут означать значительную прибавку к производительности.
Консоли следующего поколения используют 256-битную шину памяти. На борту Xbox One установлено 8 ГБ памяти формата DDR3 с пропускной способностью 68.3 ГБ/с (2133 МГц). Playstation 4 в этом плане значительно превосходит своего конкурента, так как в консоли Sony используются 8 ГБ памяти формата GDDR5 с пропускной способностью 176 ГБ/с (5500 МГц). На всякий случай следует уточнить, что обе консоли используют «унифицированный пул памяти», т.е. CPU и GPU будут хранить данные в одном месте, без необходимости постоянного перетаскивания их из одной памяти в другую.
Microsoft попытались нивелировать низкую пропускную способность и частоту DDR3-памяти на своей консоли, дополнив её специальным ESRAM-модулем объёмом 32 МБ с пропускной способностью 102 ГБ/с. Но многие специалисты уже высказались скептически относительно этого излишнего усложнения структуры памяти Xbox One.
Обе консоли используют в качестве устройства хранения данных HDD объёмом 500 ГБ. Только в Xbox One он несъёмный, и если место на нём закончится – придётся удалять старые игры. На Playstation 4 по доброй традиции, уходящей своими корнями ещё во времена PS3, вы можете снять комплектный винчестер и заменить его более ёмким на ваш выбор.
В качестве оптических носителей обе консоли используют Blu-ray диски, а также не утратили способности воспроизводить DVD-носители. Xbox One будет требовать полной установки игры на жёсткий диск, поэтому диск в приводе будет использоваться лишь для опознания лицензионной копии игры, но игровые данные будут считываться исключительно с HDD. Скорость считывания с Blu-ray в PS4 выросла до 27 МБ/с со времён 9 МБ/с в Playstation 3.
Playstation 4 снабжена модулями беспроводной связи 802.11 b/g/n, гигабитным модулем Ethernet, Bluetooth 2.1, а также двумя USB 3.0 портами и специальным портом для подключения PS4 Camera. Видеосигнал консоль будет выводить через HDMI, а при желании можно подключить акустическую систему через оптический порт S/PDIF. Впервые Sony отказались от наличия аналогового вывода видео и звука в своей консоли.
Xbox One отличается лишь тем, что имеет 3 USB-порта, не использует встроенного модуля Bluetooth, а также имеет специальный HDMI-in порт для подключения кабельных и спутниковых ресиверов. Также Xbox One использует специальный формат беспроводной связи с игровыми контроллерами, который называется WiFi Direct. Он был введён специально для того, чтобы уменьшить так называемый input-lag во время игры.